На основании федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в целях учета мнения учащихся по вопросам управления школой и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы в школе был создан Совет учащихся – ШУС "Новое поколение".

Деятельность школьного ученического самоуправления базируется на следующих принципах:

  • равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

  • выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;

  • гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;

  • законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;

  • целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

  • ответственность - регулярный отчет о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета класса и Совета учащихся школы.

Система ученического самоуправления школы имеет 3 уровня: начальный, классное самоуправление и школьное самоуправление.

1 уровень – начальный (4 класс). 

В начальной школе самоуправление учащихся осуществляется на уровне пропедевтики, преимущественно под руководством учителя и учащихся, обучающихся в основной и старшей школе. В школе организована система кураторства восьмиклассников над четвероклассниками (принцип – выпускники одного классного руководителя). Восьмиклассники передают учащимся начальной школы опыт организации самоуправления в классе. Президент класса (восьмиклассник) совместно с учителем планирует проведение совместных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей, активности и ответственности в любом виде деятельности. Непосредственно комитеты ученического самоуправления в начальной школе не формируются. Теме не менее, классный руководитель может внутри класса организовывать временные группы для проведения тех или иных мероприятий (вместе с учащимися основной и старшей школы).

Подобная форма, с одной стороны, позволяет сохранить контроль классного руководителя над деятельностью классного коллектива, а с другой формировать у учащихся начальной школы навыки самостоятельного принятия и планирования своей деятельности, которые им потребуются в основной и старшей школе.

2 уровень – классное самоуправление.

Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя.

Управляющий орган самоуправления - Совет класса, который проводится не реже одного раза в месяц (возможно использовать дистанционные технологии при организации заседаний Совета класса, а также использовать социальные сети при обсуждении тех или иных мероприятий).

В состав Совета класса входит актив класса – наиболее деятельные и инициативные учащиеся, избираемые на собрании класса, на основании их собственного желания.

Высший орган классного самоуправления – Заседание Совета класса.

Количественный состав Совета класса и распределение обязанностей в нем определяет классный руководитель с учетом рекомендаций Совета учащихся школы.

Классный руководитель осуществляет координацию деятельности самоуправления на уровне класса, а не подменяет ее своими инициативами и распоряжениями.

3 уровень – школьное самоуправление.

Орган школьного самоуправления – Совет учащихся школы. 

В состав Совета учащихся входит актив из числа представителей Совета класса (лидеров класса).

Высший орган школьного самоуправления – Заседание Совета учащихся.

Система школьного самоуправления сочетает принципы коллегиальности и единоначалия. Наряду с Советами учащихся класса и школы осуществляют планирование деятельности школьного ученического самоуправления, его организацию и контроль президенты класса и школы. Президент класса избирается Советом класса на основании предложений классного руководителя. Президент школы избирается на Совете учащихся школы на основании предложений заместителя директора, курирующего воспитательную работу в школе.

Президент школы может входить в различные комиссии, организуемые в школе, как представитель школьного ученического самоуправления.

Президент школы может представлять школу в различных мероприятиях, организуемых на муниципальном, региональном или всероссийском уровнях.

Содержание деятельности ученического самоуправления 

  1.  Вся деятельность планируется самими учащимися. В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

  2.  Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом интересов учащихся, ведущими видами     деятельности.

  3.  Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами.

  4. Ведущими  видами деятельности являются:

  • познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация;

  • экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства, забота о братьях наших меньших;

  • спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований,  дней  здоровья;

  • художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки;

  • шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;

  • информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы;

  • профилактическая деятельность - организация дежурства по школе,  контроль за посещаемостью и порядком;

  • краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий;

  • добровольческая деятельность – участие в волонтерском движении, мероприятий, связанных с добровольческим движением.

    Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления: на уровне школы – министерства, на уровне класса – комитеты.