09:12
«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся при изучении природы Приморского края (района, села)

 «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начиается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Потепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему».

Д. С. Лихачев

            

      Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.

   Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

   К таким технологиям можно отнести проектную и исследовательскую деятельность.

       Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

      Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, направляющую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.

     Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи научно- исследовательской деятельности:

  1.  Познакомить учащихся теоретическими основами научно-исследовательской деятельности.
  2.  Научить учащихся работать с различными источниками информации.
  3.  Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
  4.  Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.

     Исследовательская деятельность – учит детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Причины, в силу которых необходимо ведение в школе научно- исследовательской деятельности.

  • Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной наук и её передовых областях.
  •  Во-вторых, это загруженность учеников выполнением плановых учебных заданий.
  • Третьей причиной являются психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи.

   В системе изучения географии в школе большое значение имеет краеведческий материал.

  • Он служит инструментом как обучающего, развивающего, так и воспитывающего характера.
  • Краеведческий материал приобщает учащихся к пониманию географии, содействует росту их интереса к географии.

Главная задача занятий по краеведению – удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность   родной земле.

Одним из условий успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках географии, биологии. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными темами краеведческого характера: изучаем топонимику района, водоемы, органический мир, население и демографическую ситуацию, культурное наследие.

Виды краеведческой работы с учащимися:

  • Проектно-исследовательская деятельность обучающихся при изучении природы Приморского края (района, села) на уроках географии, биологии и внеурочное время;
  • Ведение элективов «Краеведение», «За страницами учебника биология»;
  • Лаборатория образовательного центра «Точка роста»
  • Ведение кружков «Юный краевед», «Занимательная микроскопия», «Краеведение»;
  • Экскурсии, походы

Исследования, которые я реализую в своей практике

Исследования в рамках предмета географии

Учитель географии Захарова Светлана Михайловна изучение родного края проводит через тематические уроки географии, выявляя закономерные особенности природы на примерах малой родины, практические и проектные работы, например, мини-проекты:

  • 5 класс - «Составление плана пришкольного участка», «Определение горных пород Приморского края», «Волшебный мир камня».
  • 6 класс – «Уникальное явление: многолетняя мерзлота на Дальнем Востоке», «Леса Приморского края».
  •  7 класс – «Органический мир Японского моря», «Япония – морской сосед Приморского края».
  • 8 класс - «Составление макета климатической карты с. Спасское», «Оценка климата Приморского края», «Наше Японское море» при изучении темы «Особенности природы морей России», «Уникальный органический мир оз. Ханка» по теме урока: «Озёра России», «Уникальность Ханкайского заповедника» по теме урока: «Охрана природы Приморского края».
  • 9 класс – «Определение главных районов животноводства Приморского края» по теме урока:  «Сельское хозяйство России», «Географическое положение и особенности природы Приморского края», «Население Приморского края», «Хозяйственная оценка природных ресурсов и хозяйственной специализации Приморского края» при изучении тем: Природа, население и хозяйство Дальнего Востока.

В ходе создания проектных работ учащиеся используют следующие виды исследовательской деятельности: работу с различными источниками информации, анкетирование, интервьюирование и экскурсии. в государственный природный биосферный заповедник «Ханкайский», в музей заповедника «Ханкайский», зоологический центр с. Гайворон, в музей им. В. К. Арсеньева (г. Арсеньев), «Приморский океанариум» (г. Владивосток), «Приморский Сафари-парк» (п. Шкотово), Арт-парк «Штыковские пруды» (п. Штыково), «Кравцовские водопады»,  краеведческий музей г. Спасск-Дальний, в архив с. Спасское, в районную и городскую библиотеки.

Полученные новые знания учащиеся представляют в своей проектной деятельности, на уроках биологии и географии.

В результате у учащихся формируется устойчивый интерес к школьным курсам «География» и «Биология». Расширяется научное мировоззрение о природе родного края. Ученики создают проекты, буклеты, презентации.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении   природы своей малой Родины во внеурочное время

 

Проектно-исследовательские работы учащихся по следующим темам:

  • «Известняк в жизни спассчанина» (проектно-исследовательская работа по добыче известняка и его переработке в Спасском районе, по использованию известняка на «Спасском цементном заводе»).
  •  «Климат Спасского района» (проектно-исследовательская работуа по изучению местного климата с посещением метеостанций с. Свиягино и с. Новосельское; проектный продукт – модель «Теллурий», активно используется учителем на уроках географии).
  • Коллективный проект «Разнообразие животного мира Приморского края» (выполнили ребята из кружка «Юный краевед», защитили в форме экологического спектакля-сказки «Уроки Айболита: Разнообразие животного мира Приморского края»).
  • «Туристический маршрут по Арсеньеву» (проектный продукт – карта-схема «Туристический маршрут по Арсеньеву»).
  • «Имя на карте малой Родины» 8 класс (проектный продукт – топонимический словарь «Имена первооткрывателей на карте Приморского края», ученик продолжил данную тему в 9 классе, но уже по обществознанию),
  • «Подземные воды и их роль в жизни спассчан» (проектно-исследовательскую работу по месторождению подземных вод в Спасском районе и их использованию жителями г. Спасск-Дальний и с. Спасское)
  • «Спасск-Дальний – клубничная столица Приморского края» и т. д

Ребята из кружка «Краеведение» выступили с защитой проекта «Капитан тайги» к 150-летию В. К. Арсеньева на школьной научно-практической конференции. В результате были удостоены грамоты призёров - 2 место.

Также учащиеся выступили с данным проектом на заседании РМО учителей географии Спасского района.

На конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся Приморского края «Отечество. Моё Приморье» ученик 6 класса представил свой проект «Наш Арсеньев» к 150-летию В. К. Арсеньева» и награждён дипломом 3 степени.  

 

Исследовательские проекты по биологии

Учитель биологии Хохрина Татьяна Николаевна проводит проектно-исследовательские работы со своими учащимися по следующим темам:

  • «Что полезнее: фрукты или соки?»

Цель: изучить витамины и выяснить, где их больше в фруктах или соках. На проделанном опыте ребята убедились, что витаминов в фруктах больше, чем в соке.

  • «Изучение коры деревьев и кустарников»

Учащиеся с помощью цифрового микроскопа исследовали кору деревьев пришкольной территории на разной высоте от земли. Изучали цветовую гамму, запах, и характер поверхности на ощупь. Все данные систематизировали в таблице. 

  • «Исследование плодородия почв пришкольного участка разными методами».

Цель исследования: изучить свойства почвы для дальнейшего выращивания соответствующих культур на пришкольном участке.

  • «Лишайники - биоиндикаторы чистоты воздуха»

С помощь цифрового микроскопа ребята искали лишайники на деревьях и кустарниках на пришкольной территории для определения чистоты воздуха с. Спасское. В результате исследования пришли к выводу, что в с. Спасское чистый воздух.

 

Данным педагогическим опытом мы обмениваемся на районных методических объединениях с учителями географии и биологии, краевых семинарах. Публикуем на сайте школы, собственных сайтах фотоматериал наших экскурсий, работы учащихся (проекты, буклеты). Наши ученики выступают со своими проектами на школьных научных конференциях, региональных конкурсах, занимая победные и призовые места.

 

Статью составили: учитель географии высшей квалификационной категории Захарова Светлана Михайловна и учитель биологии первой квалификационной категории Хохрина Татьяна Николаевна.


Ссылка на проект

Просмотров: 117 | Добавил: Yana88 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar