2023-2024 учебный год

«Не для школы – для жизни учимся»

Луций Сенека

26 апреля 2024 в МБОУ «СОШ №8» с. Спасское прошел образовательный семинар «Формирование функциональной грамотности учащихся как условие интеграции учащихся в современном мире»

Цель проведения семинара: информационно-методическое сопровождение педагогов в области формирования функциональной грамотности обучающихся

Известный русский педагог-психолог Алексей Леонтьев дает следующее определение функциональной грамотности: это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

С приветственным словом к участникам семинара обратились: Шипова Н.С., директор МБОУ «СОШ№8» с. Спасское, Буглак С.Г., заведующий методическим кабинетом МКУ «ОДОУ» АСМР.

О системе работы Спасского муниципального района по формированию функциональной грамотности рассказала Корниенко Т.А., методист  МКУ «ОДОУ» АСМР. Опытом работы образовательной организации по формирование функциональной грамотности в урочной и неурочной деятельности поделилась Попович Е.В., методист МБОУ «СОШ № 8» с. Спасское.

Практическая часть семинара включала 3блока:

Блок № 1 Проведение открытых уроков с использованием заданий по функциональной грамотности:

- Формирование естественно-научной  грамотности на уроках химии.

 Урок по теме «Металлы», 9 класс (Железо и его соединения, Вещества и материалы) Лактионова Н.А., учитель химии МБОУ «СОШ № 8» с. Спасское

- Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания.

Урок по теме  «Налоги. Налоговая культура», 8 класс. (Налог на новую квартиру.) Пилипенко Т.А., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 8» с. Спасское

- Формирование естественно-научной  грамотности на уроках физики.

Урок по теме «Воздухоплавание», 7 класс (Воздушные шары -2.) Гончаров А.В., учитель физики и информатики Гайворонского филиала МБОУ «СОШ № 8» с. Спасское

- Формирование креативной  грамотности на уроках географии.

 Урок по теме «Северные материки», 7 класс (Площадь континента) Захарова С.М., учитель географии МБОУ «СОШ № 8» с. Спасское

Блок № 2 Внеурочная деятельность

- Квест-игры во внеурочной деятельности по английскому языку.

 Внеурочное занятие «Своя игра» Ткач И.Л., Малая Н.П., учителя английского языка

- Формирование финансовой грамотности во внеурочной деятельности. Внеурочное занятие  «Банковские карты и их виды» Попович Е.В., методист, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 8» с. Спасское

- Формирование финансовой грамотности во внеурочной деятельности. Познавательная игра «Знатоки финансовой грамотности» Голубенко Н.П., учитель истории и обществознания Новосельского филиала МБОУ «СОШ № 8» с. Спасское

Блок №3 Мастер – классы

- «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Солянок С.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» с. Буссевка

- «Формирование читательской грамотности на уроках английского языка» Ни С.Р., учитель английского языка МБОУ «СОШ № 7» с. Чкаловское

- "Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии» Гончарова Л.Н., учитель химии и биологии Гайворонского филиала МБОУ «СОШ № 8» с. Спасское

- «Формирование культуры финансового поведения на уроках географии»

Клименкова Ж.Б., учитель географии Новосельского филиала МБОУ «СОШ № 8» с. Спасское

- «Использование приемов технологии развития критического мышления для формирования естественно - научной грамотности на уроках биологии»

Хохрина Ж.Б., учитель химии и биологии МБОУ «СОШ № 8» с. Спасское

- «Формирование читательской грамотности, естественно-научной грамотности на уроках физики» Дидаш О.С., учитель физики и информатики МБОУ «СОШ № 2» с. Буссевка

- Презентационная площадка в рамках сетевого взаимодействия двух малокомплектных школ, реверсивная форма наставничества по реализации проекта «Формирование читательской грамотности» Бабенко Н.В., директор МБОУ «ООШ № 6» с. Духовское, Головина И.Ф., директор МБОУ «СОШ № 18» с. Новорусановка

В течение семинара проходил квест «Долговая яма» (руководитель: Чернецкий П.В., учитель физики МБОУ «СОШ № 8» с. Спасское, и команда учащихся 11 класса), в перерывах между обучающими блоками, гости, попавшие в «долговую яму», проходили этапы с целью получения юнитов и освобождения от долгов.

В качестве эксперта по финансовой грамотности был представитель ОТП Банка Выхристюк Е.Д.

В завершении семинара был использован прием «открытый микрофон». Педагоги высоко оценили уровень проведенного семинара и решили, что работа по функциональной грамотности должна быть продолжена.