09:12 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся при изучении природы Приморского края (района, села) | |
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начиается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Потепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему». Д. С. Лихачев
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести проектную и исследовательскую деятельность. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, направляющую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Задачи научно- исследовательской деятельности:
Исследовательская деятельность – учит детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки. Причины, в силу которых необходимо ведение в школе научно- исследовательской деятельности.
В системе изучения географии в школе большое значение имеет краеведческий материал.
Главная задача занятий по краеведению – удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность родной земле. Одним из условий успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках географии, биологии. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными темами краеведческого характера: изучаем топонимику района, водоемы, органический мир, население и демографическую ситуацию, культурное наследие. Виды краеведческой работы с учащимися:
Исследования, которые я реализую в своей практике Исследования в рамках предмета географии Учитель географии Захарова Светлана Михайловна изучение родного края проводит через тематические уроки географии, выявляя закономерные особенности природы на примерах малой родины, практические и проектные работы, например, мини-проекты:
В ходе создания проектных работ учащиеся используют следующие виды исследовательской деятельности: работу с различными источниками информации, анкетирование, интервьюирование и экскурсии. в государственный природный биосферный заповедник «Ханкайский», в музей заповедника «Ханкайский», зоологический центр с. Гайворон, в музей им. В. К. Арсеньева (г. Арсеньев), «Приморский океанариум» (г. Владивосток), «Приморский Сафари-парк» (п. Шкотово), Арт-парк «Штыковские пруды» (п. Штыково), «Кравцовские водопады», краеведческий музей г. Спасск-Дальний, в архив с. Спасское, в районную и городскую библиотеки. Полученные новые знания учащиеся представляют в своей проектной деятельности, на уроках биологии и географии. В результате у учащихся формируется устойчивый интерес к школьным курсам «География» и «Биология». Расширяется научное мировоззрение о природе родного края. Ученики создают проекты, буклеты, презентации. Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении природы своей малой Родины во внеурочное время
Проектно-исследовательские работы учащихся по следующим темам:
Ребята из кружка «Краеведение» выступили с защитой проекта «Капитан тайги» к 150-летию В. К. Арсеньева на школьной научно-практической конференции. В результате были удостоены грамоты призёров - 2 место. Также учащиеся выступили с данным проектом на заседании РМО учителей географии Спасского района. На конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся Приморского края «Отечество. Моё Приморье» ученик 6 класса представил свой проект «Наш Арсеньев» к 150-летию В. К. Арсеньева» и награждён дипломом 3 степени.
Исследовательские проекты по биологии Учитель биологии Хохрина Татьяна Николаевна проводит проектно-исследовательские работы со своими учащимися по следующим темам:
Цель: изучить витамины и выяснить, где их больше в фруктах или соках. На проделанном опыте ребята убедились, что витаминов в фруктах больше, чем в соке.
Учащиеся с помощью цифрового микроскопа исследовали кору деревьев пришкольной территории на разной высоте от земли. Изучали цветовую гамму, запах, и характер поверхности на ощупь. Все данные систематизировали в таблице.
Цель исследования: изучить свойства почвы для дальнейшего выращивания соответствующих культур на пришкольном участке.
С помощь цифрового микроскопа ребята искали лишайники на деревьях и кустарниках на пришкольной территории для определения чистоты воздуха с. Спасское. В результате исследования пришли к выводу, что в с. Спасское чистый воздух.
Данным педагогическим опытом мы обмениваемся на районных методических объединениях с учителями географии и биологии, краевых семинарах. Публикуем на сайте школы, собственных сайтах фотоматериал наших экскурсий, работы учащихся (проекты, буклеты). Наши ученики выступают со своими проектами на школьных научных конференциях, региональных конкурсах, занимая победные и призовые места.
Статью составили: учитель географии высшей квалификационной категории Захарова Светлана Михайловна и учитель биологии первой квалификационной категории Хохрина Татьяна Николаевна. | |
|
Всего комментариев: 0 | |